Первый ремесленник в древней Руси – кузнец. Навыки изготовления и обработки материала ударами люди накопили в каменном веке.

У покровителя кузнецов и ремесленников, бога огня и кузнечного ремесла в Древней Греции – Гефеста, сына Зевса и Геры, в отличие от других олимпийских богов физический труд был в большом почете. Его часто изображали кузнецом, работающим в своей закопченной мастерской в недрах огнедышащей Этны. Именно он выковал скипетр Зевса, жезл Диониса, доспехи Ахилла и оружие Геракла. В славяно-русской мифологии Гефест отождествляется с языческим богом-кузнецом Сварогом, в христианстве превратившемся в святых Кузьму и Демьяна (Козьмодемьяна). Не удивительно, что, находясь под покровительством русского Гефеста – бога Сварога, кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устаивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.

Художественная ковка металла — один из старейших видов декоративного искусства — основное техническое действие кузнеца. Она включает вытяжку,  рубку, осадку, прошивку, гибку,  торсирование (скручивание), отделка, насекание рисунка, набивка рельефа и фактуры. А кроме того кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч.

К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды. Т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, — уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подручных.

В XIX в. ручная художественная ковка была вытеснена штамповкой и литьём.  Интерес к ней возродился в XX в. (работы Ф. Кюна в ГДР, И. С. Ефимова, В. П. Смирнова в СССР; оформление общественных интерьеров в Таллине, Каунасе и др).. Многие фирмы и на сегодняшний день в работе используют станки для загибки металла. Для этого используются различные шаблоны и матрицы. Изделия таких производителей, кажутся холодными и «мёртвыми».

Художественная (горячая, ручная) ковка производится исключительно с нагретым(!!!) металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла. Благодаря пластическим возможностям горячей ковки кованые изделия визуально могут быть очень лёгкими и изящными. Возникновение как таковой художественной ковки восходит к племенам кельтов, сделавших первые попытки украсить материалы, поверхности и изделия. Хотя самые древние находки — кинжалы, золотые кубки, доспехи и украшения относятся ещё к III тысячелетию до н.э. Основным способом обработки металлов на протяжении длительного времени была ковка.

Яндекс.Метрика